Справочник мессианского еврея.
На главную. В начало. Следующая глава.
Мессианские собрания и общины

Мессианские собрания и общины
В предыдущих главах мы говорили о покаянии, о вере, о молитве. Все это самые необходимые требования, которые Бог предъявляет всем верующим в Иешуа.
А в этой главе мы поговорим о жизни верующего человека вообще, независимо от того, еврей он или не еврей. Любой верующий нуждается в общении с другими верующими, иначе он очень скоро остановится в своем духовном росте. Если человек не молится, не читает Слово Божье, не посещает молитвенные собрания своей общины или служения в какой-либо другой христианской конфессии, его духовная жизнь будет сведена к нулю. Так что здесь уместно было бы поговорить об истории мессианского движения и о собраниях мессианских верующих.
Мессианское движение возникло сразу же после того, как Иешуа оставил своих учеников в Иерусалиме, а Сам ушел к Отцу. Из книги Деяния апостолов мы знаем, что ученики вернулись с горы Елеон в Иерусалим и ожидали там сошествия Руах Хакодеш – Святого Духа.
«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
По возвращении в Иерусалим апостолы пребывали в ожидании сошествия Святого Духа, который должен был укрепить их для того, чтобы они могли нести по свету Благую весть. Дух Святой сошел на них на Шавуот – Пятидесятницу, когда мужчины-евреи и паломники собрались в Иерусалиме на празднование этого праздника. Как раз в это время Руах Хакодеш чудесным образом излился на апостолов, и они стали свидетельствовать о Господе на разных языках. В тот день в Иешуа поверили и крестились около трех тысяч человек. Самой первой христианской церковью стала община, состоявшая из евреев и прозелитов – не евреев, ранее исповедовавших иудаизм. Практически сразу после ее возникновения начались преследования первых последователей Иешуа. Их называли миним и считали одной из сект в рамках иудаизма. Известно, что в первые века нашей эры подавляющее большинство последователей Иешуа подвергалось жесточайшим гонениям, вследствие которых погибли очень и очень многие из них. Из двенадцати апостолов, учеников Иешуа, которых избрал Он Сам, кроме одного все были казнены. Единственным оставшимся в живых был апостол Иоанн – Иоханан, сосланный на остров Патмос, где он получил озарение свыше и оставил нам свое Откровение Иоанна богослова.
Со временем христианство стало распространяться по всему миру. Все больше язычников насчитывается среди уверовавших в Иешуа, а это приводит к определенным изменениям внутренней структуры христианства, так как, приходя в новые мессианские церкви или общины, они несут с собой множество самых различных языческих традиций и обрядов. Мессианские евреи или иудео-христиане оставались сторонниками традиционного еврейского уклада жизни. Следствием роста влияния христианства явилась его полная победа над язычниками не только в самой Римской империи, но и в других странах, например, в Армении. В тот же период времени христианство уже настолько твердо противостоит иудаизму, что происходит полное взаимное отторжение этих двух религий. Появляется множество учений, утверждающих, что Бог решил завершить период еврейства и больше не иметь никаких дел с евреями. Безусловно, все обстояло совсем не так, но христианская церковь окончательно отрывается от своих еврейских корней, вследствие чего наступает полный раскол, а христианство перестает считаться всего лишь сектой в рамках иудаизма. У евреев попросту отняли возможность верить в Иешуа, так как христианская церковь противопоставила себя еврейским традициям и культуре. Однако в истории еврейского народа связь с христианской церковью никогда не прекращалась. В каждом поколении всегда были евреи, признававшие, что Иешуа есть Машиах, что Он – Господь и Спаситель. Но трагедия состояла в том, что еврейская церковь не смогла защитить своих, верующих в Иисуса, евреев. Начались крестовые походы, целью которых было насильственное насаждение католицизма во всем мире, в том числе и в тех странах, где существовала еврейская диаспора. Евреев, не принимавших католицизм, жгли на кострах инквизиции. А те, кто принимали католицизм, делали это чисто внешне – втайне они оставались верны ортодоксальному иудаизму. Евреев повсюду постоянно преследовали, что, собственно, и стало огромным препятствием в проповедовании Благой вести еврейскому народу об их Господе.
В средние века евреи, принимавшие христианство, как правило, полностью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоминание о своем еврейском происхождении. Еврейское происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они, подобно Шломо Ха-Леви (1351-1435; после крещения – Пабло де Санта-Мария, известный также как Павел Бургосский), Авнер из Бургоса (Испания; 1270-1346; после крещения – Альфонс Бургосский) или Иосеф Пфефферкорн (1469 - после 1521; после крещения – Иоганн) становились церковными экспертами по еврейским делам. Движение мессианских евреев в современном смысле зародилось в Англии в конце XVIII – начале XIX вв. Его возникновению способствовали некоторые особенности английской религиозной жизни: относительная веротерпимость английского протестантизма; то обстоятельство, что на Британских островах действовало одновременно несколько протестантских церквей различного направления; глубокий интерес к изучению Библии. Решающим фактором, однако, явилось следующее: с середины XVII века среди английских теологов, так же как и среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности народа Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо понимать буквально, и что эти слова как и прежде относятся к евреям, а не к христианской церкви как к «новому Израилю». Таким образом, царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой в Мессию Иисуса и Господь соберет Свой избранный народ на Святой Земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида – вновь пришедшим на землю Иисусом Христом. В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисленные общества, ставившие целью распространение христианства исключительно среди евреев и создание условий для взаимной поддержки и облегчения вхождения прозелитов в новую среду объединений евреев-христиан. Под влиянием подобных идей, а также идеи национального пробуждения народов, получившей распространение в XIX в., некоторые христиане еврейского происхождения пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации, а в рамках христианства – о необходимости создания собственно еврейского церковного объединения. Сначала такое объединение мыслилось в составе уже существующих христианских конфессий, а начиная с конца XIX века, благодаря деятельности Иосифа Рабиновича, была окончательно сформулирована идея создания еврейской церковной организации. Начало мессианского движения связано с именем родившегося в Германии Дж.С.Х.Ф.Фрея (1771-1837), до крещения носившего имя Йосеф Шмуэль Леви. В 1798 г. он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестантскую «Церковь Объединенных Братьев». В 1800 г. Фрей поступил в Германскую миссионерскую семинарию. В 1801 г. предложил свои услуги Лондонскому миссионерскому обществу (основанному в 1795 г.), которое безуспешно пыталось проповедовать христианство лондонским евреям. До 1807 года ему удалось обратить в христианство всего лишь трех евреев, включая свою будущую жену (урожденную Ханну Кохен). В открытую им в 1807 г. школу записалось всего 12 еврейских детей. После того как предложения Фрея о реформировании миссионерской деятельности были отвергнуты руководством Лондонского общества, Фрей вместе с небольшой группой последователей организовал Лондонское общество посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, особенно из еврейской нации, а в 1808 г. был избран его президентом. Первоначально вновь созданная организация действовала в рамках Лондонского миссионерского общества, но в 1809 г. была преобразована в Независимое лондонское общество распространения христианства среди евреев, которое было открыто для представителей всех протестантских конфессий. В 1813 г. в рамках Общества крещеные евреи впервые объединились в отдельную церковную организацию «Бней Аврахам» («Сыны Авраама»). Фрей был избран ее президентом. Были введены некоторые элементы иудаизма: днем молитвенных собраний, кроме христианского воскресенья, являлся также вечер пятницы или эрев шаббат. Когда в 1815 г. Общество распространения христианства среди евреев стало испытывать серьезные финансовые трудности и оказалось на грани банкротства, филантроп и религиозный деятель англичанин Льюис Вей (1773-1840) взялся выплатить его долги. На протяжении XIX в. руководство и основной штат Лондонского общества распространения христианства и аналогичных миссионерских организаций, возникших вслед за ним в англоязычных странах, составляли не евреи. Лидеры этих организаций отрицательно относились к идеям какой-либо еврейской обособленности в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны забыть о своем еврейском происхождении и раствориться в среде христиан – не евреев. Создание специфически еврейских обществ для них было лишь вопросом тактики, облегчающей обращение в христианство. Однако многие сотрудники из числа крещеных евреев выражали поддержку идеям мессианского еврейского движения. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж.Вольф (1795-1862), одним из побудительных мотивов странствий которого был поиск утерянных колен Израилевых. Идею объединения мессианских евреев высказывали также и некоторые миссионеры не евреи. В 1882 г. Г.А. Штерн (1820-1885), немецкий еврей, крестившийся в 1840 г. и бывший ранее миссионером в Турции, Ираке и Эфиопии (среди живших там евреев), основал в Лондоне Еврейский христианский молитвенный союз, ставивший своей целью поддержание связей между крещеными евреями путем общей молитвы. Днем такой молитвы была избрана суббота. Число членов Союза возросло со 143 в 1883 г. до 600 в 1890 г.; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К началу XX в. организация прекратила свое существование. Здесь однако необходимо подчеркнуть, что Союз, так же как и «Бней Аврахам», являлся лишь организацией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением, и не ставил целью создание независимого еврейского христианского конфессионального объединения.
Важный этап в развитии движения мессианских евреев связан с деятельностью двух протестантских священников еврейского происхождения: С. Шварца и Р.Х. Хешела. В 1865 г. они организовали в Лондоне Еврейско-христианский союз, задачей которого стало объединение христиан еврейского происхождения. Первый печатный орган мессианских евреев – «Voice of Israel» («Голос Израиля») в 1845 г. издавал Р.Х. Хешел, а с 1866 г. С. Шварц начал издавать журнал «Scattered Nation» («Рассеянный народ»). В 1866 г. Еврейско-христианский союз был преобразован в Еврейско-христианский альянс, в учредительных документах которого подчеркивалось, что члены новой организации, став христианами, остаются тем не менее евреями, «помнят о земле своих отцов и поддерживают чувство [еврейского] патриотизма». Члены альянса принадлежали к разным протестантским конфессиям.
Видную роль в движении мессианских евреев сыграла деятельность И.Э. Залкинсона (1820-1883), уроженца Белоруссии, в 1849 г. принявшего в Лондоне христианство и ставшего пресвитерианским пастором и миссионером среди евреев Вены. Крестившись, Залкинсон не отказался от своего еврейства. Он был страстно привязан к ивриту, на который переводил произведения английских поэтов, в том числе У. Шекспира и Дж. Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был заменить латинский язык в качестве священного языка христианской церкви. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883 г., издан уже после смерти автора).
В 1893 г. в еврейском районе Лондона Ист-Энде протестантские миссионеры еврейского происхождения Д. Барон и С.А. Шонбергер основали миссионерское общество Еврейско-христианское свидетельство Израилю. Они были первыми, кто пытался проповедовать евреям христианство как еврейское вероучение, утверждая, что их цель – «показать как не евреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы».
В Северной Америке, куда в конце XIX в. переместился центр еврейского мессианского движения, интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями милленаризма (вера в тысячелетнее царство Бога на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1816 г. американская писательница Ханна Адамс под влиянием автобиографии С. Фрея организовала Бостонское женское общество распространения христианства среди евреев. Прибывший в США С. Фрей был с энтузиазмом встречен местными протестантами. В декабре 1816 г. в Нью-Йорке на собрании представителей всех протестантских конфессий было образовано Американское общество евангелизации евреев. Спустя полгода главным миссионером Общества был назначен С. Фрей. Общество просуществовало до 1955 г. как миссионерская организация.
Следующий этап в развитии движения мессианских евреев связан с деятельностью Дж. Леви (1855-1936), родившегося в Англии и принявшего крещение в епископальной церкви в США (1887). В качестве священника и миссионера епископальной церкви США и Англии он проповедовал, что евреи, принявшие христианство, могут продолжать следовать традициям иудаизма. Большинство миссионеров и священников еврейского происхождения резко выступили против этих взглядов, видя в них проявление старой «ереси иудействующих». Тем не менее в 1901 г. по инициативе Дж. Леви группа его единомышленников основала в Бостоне Мессианский союз, причем было принято решение о создании более широкой организации. В 1903 г. в Маунтин-Лейк Парк (штат Мэриленд) была созвана Первая конференция еврейских христиан в США. Председательствовали на ней пасторы еврейского происхождения А. Р. Калделл и Л. Мейер (1862-1913). В своем вступительном слове А. Р. Калделл утверждал, что, становясь христианами, евреи не теряют своей национальной принадлежности. Вместе с тем участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию какой-либо особой еврейской конфессии. Созданная ими организация оставалась в рамках фундаменталистского течения американского протестантизма. Лишь через 12 лет, в 1915 г., в Нью-Йорке был образован Еврейско-христианский альянс Америки, ставивший целью «установление связи между тысячами евреев, верующих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке». Альянс намеревался распространить свою деятельность и на Южную Америку. Его председателем был избран Ш. Рохолд (1876-1931). Организация избегала включать в свою атрибутику изображение креста. Однако предложения Дж. Леви о введении в богослужение элементов, заимствованных из иудаизма, и соблюдении членами альянса предписаний еврейской религии были отвергнуты подавляющим большинством голосов. Для основной части движения мессианских евреев было характерно также резко отрицательное отношение к Талмуду и ортодоксальному иудаизму. Во многом благодаря усилиям Дж. Леви, в Лондоне в 1921г. состоялась международная конференция евреев-христиан, на которой делегатами из 18 стран был образован Международный еврейско-христианский альянс. Его председателем был избран Л. Левинсон (1881-1936), родившийся в Цфате в еврейской семье. Он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отдельных еврейских конгрегаций в рамках христианской церкви. На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены Альянса католиков и православных еврейского происхождения, но было решено, что в организацию войдут только протестанты. В принятой на конференции программе Альянса говорилось, что одной из его целей является поддержка евреев-христиан, желающих принять участие в сионистском движении, и добиться для них равных прав в рамках декларации Бальфура.
До начала второй мировой войны Альянс, кроме уже существовавших в США, Канаде и Великобритании, создал свои отделения еще в 18 странах. В 1935 г. его миссионеры начали действовать в Аргентине, в 1960-е годы – в Уругвае. В 1960 г. был организован Аргентинский еврейско-христианский альянс. К 1991 г. отделения Международного еврейско-христианского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Южной Америки и Европы. Хотя первая организация, включившая в свое название слова «еврейская христианская церковь», возникла еще в 1885 в Нью-Йорке, а в дальнейшем число таких организаций увеличилось, все они представляли собой лишь миссионерские общества, ставившие своей целью распространение Благой вести среди евреев.
В 1934 г. в Чикаго пастор еврейского происхождения Д. Бронштейн основал Первую еврейско-христианскую пресвитерианскую церковь. Первая независимая от других церквей Американская еврейско-христианская церковь была создана в 1960 г. в Цинциннати (штат Огайо) принявшим крещение евреем М. Черновым. Число ее прихожан не превышало 50, причем лишь половину из них составляли евреи. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и некоторых других городах. Известную роль в привлечении американских евреев к идеям христианства и развитии в шестидесятые годы двадцатого века именно мессианского направления сыграла трилогия Шалома Аша о возникновении христианства. Некоторые еврейские критики обвиняли писателя в склонности к христианству, однако Аш отверг эти обвинения. В 1960 г. в Фениксе (штат Аризона) евангелист еврейского происхождения Л. Каплан основал первую радио- и телестанцию, пропагандирующую идеи мессианских евреев, названную «Еврейский голос». В середине восьмидесятых годов уже прошлого, двадцатого, века в США работало уже 70 о филиалов этой станции. С конца шестидесятых годов XX в. среди мессианских евреев в США все большую популярность приобретают идеи включения в христианскую практику элементов, заимствованных из талмудического иудаизма. Сторонники этих идей (которые проповедовал еще М. Леви в начале XX в.) вместо прежнего «еврейские христиане» используют термины «мессианские евреи» и «мессианский иудаизм». От прежних еврейско-христианских течений «мессианский иудаизм» отличается своим радикализмом и агрессивным стилем пропаганды. Церкви его сторонников стали именоваться «синагогами», крещение называется «микве-брит» или «твила»; Имя Иисуса звучит как Иешуа Ѓа-Машиах; отмечаются еврейские праздники Рош Хашана, Ханука; проводится пасхальный сейдер; днем молитв и собраний вместо воскресенья становится суббота; богослужение ведется на иврите, используются таллиты, тфилин и даже Сефер Тора, а также еврейские символы — Маген Давид, шофар, менора. Руководители общин этого направления в движении мессианских евреев называют себя раввинами.
Организационно это направление мессианского еврейского движения окончательно оформилось к середине семидесятых годов прошлого столетия, а еще в начале шестидесятых Мэнни Бротман, выпускник еврейского отделения Moody Bible Institute (Муди Байбл Инститьют) в Чикаго, организовала группу «Шалом» по изучению Евангелия и создала молодежную организацию в рамках Американского еврейско-христианского альянса. В 1975 г. члены этой организации добились большинства в руководстве Альянса, который получил название Мессианский Еврейский Альянс Америки (Messianic Jewish alliance of America). Существуют еще две организации, объединяющие последователей «мессианского иудаизма» в США и Канаде: Мессианское Еврейское Движение (The Messianic Jewish Movement) и Союз Еврейских Мессианских Общин (Union of Messianic Jewish Congregations).
С начала девяностых годов двадцатого века различные еврейские организации, в основном мессианского направления, развернули деятельность на территории бывшего Советского Союза. Наибольшую активность проявляет миссия Евреи за Иисуса. Первое отделение миссии в Сов. Союзе было основано в 1991 г. в Одессе. С 1993 г. центр ее находится в Москве. Мессианские общины действуют во многих городах СНГ, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке и в Сибири, а также в Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кировограде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения имеются в Литве, Эстонии и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди не евреев.
Среди современных последователей так называемого мессианского иудаизма в США евреи составляют приблизительно 40%, в СНГ – около 20%, в Израиле – около 60%. В Эрец-Исраэль первое объединение мессианских евреев было создано в 1931 г.; в 1933 г. оно приняло название Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока. Всего в период британского мандата в Эрец-Исраэль насчитывалось около 200 христиан еврейского происхождения, среди которых были также сотрудники британской администрации и иностранных миссий. Перед окончанием срока мандата практически все эти христиане эвакуировались в Англию. В 1958 г. община мессианских евреев была официально зарегистрирована в Иерусалиме. В 1970 г. финские протестанты в пятнадцати километрах от Иерусалима основали мошав «Яд Ха-шмона». В 1979 г. там поселились также и мессианские евреи; в конце девяностых годов прошлого уже века там проживало несколько десятков человек. К середине девяностых в Израиле насчитывалось около сорока общин мессианских евреев. Сегодня число мессианских евреев в Израиле составляет более 10 тысяч. Действует несколько колледжей, в которые приезжают учиться мессианские евреи из других стран. Выходит несколько периодических изданий, на русском языке включительно.
В 1935 г. Американский еврейско-христианский альянс насчитывал 200 членов; перед началом второй мировой войны – около 2 тысяч, а в 1961 г. – более 10 тысяч членов. В число членов Международного альянса в 1961 г. входило около 1-2 тысяч человек. В начале девяностых годов двадцатого века в США, где сосредоточено большинство участников мессианского движения вообще, в его рамках насчитывалось уже более 60 тысяч евреев.
Вне рамок протестантизма попытки создания особых еврейских христианских объединений практически не предпринимались. В католической церкви в новейшее время имеются отдельные представители духовенства, которые демонстративно пытаются сочетать верность католической церкви с еврейским национальным самосознанием: они считают себя евреями и настаивают на том, чтобы их признавали евреями также и в соответствии с законами государства Израиль. Наиболее известный пример – католический священник Даниэль Руфайзен. В православной церкви лишь сторонник экуменического движения священник Александр Мень высказывал идею создания автокефальной еврейской церкви святого Иакова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах России. Православная церковь до начала XIX века не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев. Любое проявление новообращенными интереса к положениям своей прежней религии воспринималось с подозрением и каралось.
Положение изменилось в царствование Александра I. В марте 1817 г. был опубликован указ об учреждении Комитета опекунства израильских христиан. В указе говорилось о том, что новообращенные, «отделяясь от своих собратий христианскою религией, лишают себя всякого с ними сообщества и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям». Поэтому для облегчения участи крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, были учреждены Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христиан, призванный направлять деятельность этого Общества, в которое должны были войти принявшие христианство евреи, причем из всех действовавших тогда в России христианских конфессий. Каждая религиозная группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось право на выборное самоуправление, его члены должны были избирать из своей среды двух «начальников» и четырех «заседателей», действовавших под контролем петербургского Комитета опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой организации, которая объединяла бы все христианские конфессии, но состояла бы при этом исключительно из крещеных евреев. В члены Общества принимались также и евреи – иностранные подданные. «Израильские христиане» должны были селиться на специально выделенных для них землях. Земля находилась в общинном владении, членам Общества разрешалось «заводить на ней всякого рода селения, местечки и города», посторонние имели право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), основывать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены Общества и их дети полностью освобождались от военной службы. Контроль над деятельностью Общества был возложен на петербургский Комитет опекунства израильских христиан, причем было указано, что «никакое местное начальство там, где Общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его». Комитет должен был представлять отчет о своих действиях и расходах непосредственно императору. В его состав входили деятели Российского библейского общества, основанного в 1813 г. в целях распространения христианского учения среди народов империи и реорганизации религиозной жизни.


Председатель Российского библейского общества, министр духовных дел и народного просвещения и одновременно обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, ведавший также всеми еврейскими делами, возглавил Комитет опекунства израильских христиан. Самих «израильских христиан» в столице представлял особый выборный агент. В 1818 г. Комитет опекунства израильских христиан начал свою деятельность. С целью найти подходящие для поселения земли в Новороссийский край отправился надворный советник Г. Мизко. Впоследствии он был назначен попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе (Днепропетровск). Было решено выделить крещеным евреям 26 тысяч десятин земли, конфискованной у мариупольских греков в качестве «излишков». Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета лишь в 1821 году. В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества израильских христиан Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Среди изданий Общества – один из основных катехизисов «израильских христиан» (В. Левенвальд, «Вероисповедание израильского христианина». СПБ., 1832, с параллельным текстом на русском и идиш). Однако еврейское население, несмотря на беспрецедентные льготы, в большинстве своем не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в Общество израильских христиан было совсем невелико, причем самую значительную часть составляли скорее всего не евреи, стремившиеся ради получения льгот выдать себя за крещеных евреев.
В 1824 г. деятельность Комитета была приостановлена, а Общество израильских христиан в 1833 г. было упразднено. Провал деятельности Общества побудила Николая I перейти к политике, направленной на разрушение основ еврейской религиозной жизни изнутри. В начале 1880-х годов, особенно после погромов 1881 г. на юге России, некоторые представители ассимилированной еврейской интеллигенции обратились к идеям христианства. В 1880 г. Я. Гордин создал «Духовно-библейское братство», просуществовавшее около десяти лет. В тот же период в Одессе образовалась группа мессианских евреев «Новый Израиль».
В конце девятнадцатого – начале двадцатого века наблюдается огромное количество вспышек мессианского движения. Находились евреи, которые публично провозглашали Благую весть о Иешуа. В их числе был и кишиневский адвокат, основавший в Кишиневе, на территории Бесарабии, мессианское собрание, названное «Дом новых Израильтян». В Венгрии в Мессию уверовал один из раввинов – это был Исаак Лихтенштейн. С кафедры в синагоге он стал проповедовать о Господе. Существует множество примеров того, что евреи поверили в Иешуа и стали открыто исповедовать свою веру. И вот уже огромное количество евреев приняло Иешуа как Спасителя. Но с началом второй мировой войны еврейское мессианское движение утихло. А в 60-х годах двадцатого века началось духовное возрождение американского общества, вылившееся в движение «Революция Иисуса». Движение началось в молодежной среде, в основном его участниками стали хиппи и те люди, которые отказывались от мирских благ и уходили из своих домов. Бог совершено потрясающим образом пробудил в них стремление к покаянию. Среди этих людей было очень много евреев. Все это происходило, главным образом, в Америке. И именно в Америке возникло множество мессианских собраний, откуда вышли известнейшие мессианские проповедники, раввины, учителя, которые до сих пор несут по всему миру Благую весть о Иешуа. Постепенно внутри активизировавшегося мессианского движения образовались самые различные мессианские союзы, объединения, общины, синагоги и миссии. Некоторые общины стали называться мессианскими синагогами, которые тем не менее придерживаются устоев ортодоксального иудаизма. Единственным отличием мессианской синагоги от обычной является то, что в мессианской звучит имя Иешуа. Другие собрания пошли более либеральным путем. Выше мы уже говорили, что нет ничего плохого в соблюдении еврейских бытовых и культурных традиций – ведь у любого народа есть и свои традиции, и своя культура. Все, о чем мы говорили, относится к собственно этническим условиям, которые и определяют образ жизни того или иного народа. У евреев тоже сохранились свои этнические и культурные корни, которые отличают их от других народов. В традициях и культуре действительно нет ничего плохого. Другое дело, если традициями начинают подменять Слово Божье и те жизненные основы и истины, которые несет в мир Благая весть. Вот почему первой и самой главной целью любой мессианской общины является проповедь счастливой вести о том, что Мессия Иешуа воскрес и любит нас.
Приведем здесь принципы, по которым должна жить любая из мессианских общин, несмотря на различия в концепциях:
Мессианская община во всех аспектах своей деятельности руководствуется Словом Божьим. Слово Божье является наиглавнейшим авторитетом в жизни верующего человека.
1) Главная задача и цель мессианской общины – проповедь Евангелия среди еврейского народа, то есть среди своих братьев и сестер по крови.
2) В мессианской общине во взаимоотношениях между верующими должна царить атмосфера доброжелательности. Каждый верующий должен иметь пасторскую опеку, то есть иметь возможность поделиться своими проблемами и нуждами, найти хороших друзей, получить поддержку и помощь.
3) Мессианская община должна также уделять максимум внимания развитию личности каждого из ее членов – ведь каждый из нас получил от Господа свое призвание. Во Втором послании Петра (1:10) мы читаем:
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь».
У каждого человека есть свой, четко определенный дар, данный ему Богом. И этот дар должен развиваться в общине. Призвание может быть миссионерским, пасторским, каким-либо другим. Призвание дается для спасения других людей, в силу чего в каждой общине должны быть созданы такие атмосфера и условия, в которых каждый из ее членов не просто и не только получит наставление в вере, но и сможет узнать, к чему призывает его Господь, и развивать свое призвание.
«Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 1:10).



Hosted by uCoz