Справочник мессианского еврея.
На главную. В начало. Следующая глава
Божественность Иешуа

Божественность Иешуа
Следующим еретическим заблуждением является отрицание божественности Иешуа. Заблуждение это существует еще с того времени, когда Иешуа начал Свое земное служение. Где бы Он ни появлялся, повсюду его окружали возмущенные фарисеи и саддукеи, задавшиеся целью отвратить народ от его Мессии и полностью отрицавшие Его божественное происхождение:
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Иоан. 8:58-59).
Вопрос божественности Иешуа чрезвычайно важен, так как имена Бога и проявления свойственных Всевышнему черт безоговорочно принадлежат и Самому Мессии.
На вопрос «Кто есть Христос?» обычно отвечают, что Он – Сын Божий. И ответ этот совершенно правильный, только не совсем полный. Вот что пишет по этому поводу профессор Шульц: «Хотя других и называют в Писании «сынами Божьими», например, ангелов, Адама, народ Израиля, Иезекииля и христиан, – Христос есть Сын в уникальном и исключительном смысле». Гифин Томас тонко подметил, что божественное наименование «Сын Божий в этой форме встречается по-гречески иногда с артиклями перед каждым из двух слов, а иногда с артиклем и вовсе опущенным. По крайней мере, первая из этих форм выражает функцию божества и 25 раз встречается в Новом Завете применительно ко Христу. Именно по этому определению евреи в своем восприятии исказили высшее предопределение Христа и осудили Его (Матф.26:63; Лук.22:70; Иоан.19:7). А ведь это было совершенно конкретным предопределением к божественности, а не просто к исполнению роли Мессии. Господь никогда не отождествлял Своего сыновства с сыновством других. Он даже входил в подробности, чтобы отчетливо отделить одно от другого. И ученики Его понимали, что Христос, будучи Сыном Божьим, навечно останется Богом».
Из сказанного очевидно, что все употребляемые значения определения Сын Божий указывают на истину воплощения, а именно на то, что Сам Бог стал человеком. Если термин Сын Человеческий означает, что Христос – человек, то термин Сын Божий означает, что Христос – Бог.
И хотя понять концепцию Троицы достаточно сложно, мы принимаем ее так же, как веру, например, в сотворенность Вселенной. Есть вещи, которыми изобилует Библия и которые мы просто не в состоянии охватить своим человеческим разумом, поскольку ограничены в своем познании мира. Но наше знание абсолютно не влияет на реальность существования того, чего мы не знаем. Например, мы не можем отрицать факта наличия в природе и в нашей жизни электричества только потому, что мы его не видим. Или не верить в существование загробной жизни всего лишь потому, что мы «там» еще не были.
Уже в ранних иудейских источниках мы находим утверждения, что обещанным Избавителем – Мессией станет Сам Всевышний, Который и придет спасти Свой народ.
Но для чего же Бог решил сойти в Свой народ? Неужели Ему с Его небесного престола не видно, что происходит на земле? Но вот, в Библии мы видим, что Бог не однажды спускался с небес, чтобы навести Свой порядок в грешном земном мире.
Бог приходил к Адаму и Еве, когда они еще жили в Едемском саду:
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня...» (Быт. 3:8);
Бог вмешался в планы строительства Вавилонской башни:
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие» (Быт.11:5);
Бог пришел, чтобы разрушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехе:
«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:20-21).
Здесь, конечно же, следует уточнить, что Писание несколько очеловечивает Бога с целью облегчить людям восприятие откровения о личности Творца.
В Новом Завете говорится, что Бог Сам, сойдя на землю, принял человеческий облик, чтобы прочувствовать все переживания человека. И это было наимудрейшее решение, хотя и не совсем понятное. Однако для мира людей божественность Иисуса является тайной мироздания, поэтому мы и читаем в Библии:
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Давайте же рассмотрим этот чрезвычайно важный аспект более подробно.
Самый сильный аргумент в пользу божественности Иисуса Христа вызывал наибольшую ярость Его современников: ведь Он не просто «присваивал» имена и атрибутику Бога, но и позволял ими пользоваться применительно к Себе. И вот, когда Иисус нарек Себя этими божественными именами, это так разгневало еврейских властелинов, что они решили казнить Его за богохульство – у них не было ни малейших сомнений, что этот галилейский проповедник имел совершенно непомерные притязания на всемогущество.
Можно было бы, конечно, возразить, что притязания Иисуса на имена и обозначения Бога еще не означают Его тождества с Всевышним. Множество людей может иметь одно и то же имя или прозвище. И тем не менее некоторые из имен могут принадлежать исключительно одному человеку. А имена, относимые в Библии к Иисусу, со всей правомерностью могли принадлежать только и только Богу.
Иисус же притязал на имя Бога, более всего почитавшееся евреями и считавшееся столь священным, что его даже не произносили вслух: на имя Иегова.
Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета, передает впервые встречающееся в Исходе (3:14) слово Сущий как – эго эйми.
Итак, во времена Иисуса эмфатическая форма «Я есмь» (эго эйми) в греческом языке служила эквивалентом еврейского имени Иегова. В зависимости от контекста это выражение могло быть усилением суждения «Я есмь!» (как в Иоан.10:9) или означать имя Самого Бога Иеговы, Сущего вечно.
В нескольких случаях Иисус воспользовался определением эго эйми применительно к Себе так, как оно могло быть применимо только к Богу. Самый яркий пример – это когда евреи сказали Иисусу:
«…Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь [эго эйми]. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него…» (Иоан.8:57-59).
Евреи стремились убить Его за дерзость притязаний на божественность, и Ветхий Завет не оставляет на этот счет никаких сомнений: предписываемое законом наказание за святотатство – побиение камнями (Лев.24:16).
Иисус и в других случаях относил к Себе это имя. В чуть выше процитированной главе Евангелия от Иоанна Иисус утверждает:
«... если не уверуете, что это Я [эго эйми], то умрете во грехах ваших» (Иоан. 8:24);
«... когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [эго эйми]» (Иоан.8:28).
Свою божественность Иисус утверждал постоянно. Когда еврейская храмовая стража вместе с римскими солдатами явилась арестовать Его в ночь перед распятием, Иисус спросил:
«... кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я [эго эйми]... И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Иоан.18:4-6).
И пали они на землю потому, что были сокрушены силой Его величия.
Авторы же Нового Завета, убежденные, что Иисус Христос является Богом, вовсе не усматривали противоречий в отнесении к Иисусу тех отрывков из Ветхого Завета, в которых упоминается Иегова.
Начиная свое Евангелие, Марк цитирует все относящееся к Богу у пророка Исайи:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3).
Марк увидел исполнение этого призыва в приготовлении Йохананом Ѓа-матбилом (Иоанном Крестителем) пути Иисусу (Марк 1:2-4; Иоан.1:23).
Павел, цитируя пророка Иоиля (2:32): «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…», относит эти слова к Иисусу ( см. также Рим. 10 :13).
Петр в Деяниях Апостолов (2 :21) на празднике Шавуот (Пятидесятница) ссылается на тот же самый стих из книги Иоиля. И далее, на вопрос людей, что нужно делать, чтобы спастись, Петр ответил:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа…» (Деян. 2:38).
Четко определив, что призвать имя Господа (Иеговы) – это предварительное условие спасения, Петр призывает всех креститься во имя Иисуса Христа. Если бы Петр не считал Иисуса Богом, от него можно было бы ожидать призыва креститься во имя Иеговы, что соответствовало бы как его личному религиозному опыту, так и верованиям его современников.
Итак, ученики называли Иисуса Богом. Однако, быть может, не менее важно и то, что даже враги признавали Его притязания на божественность. В суде свидетельство противной стороны всегда имеет особую силу. Иисус же, например, сказал:
«Я и Отец – одно. Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоан.10:30-33).
У еврейских правителей не было никаких сомнений в том, кем именно хотел предстать Иисус в глазах народа. Таким образом, главное обвинение против Иисуса сводилось не к Его делам и свершениям, а к Его утверждению себя в божественной сути Своего Отца.



Hosted by uCoz