Справочник мессианского еврея. |
На главную. | В начало. | Следующая глава. |
Бог есть множество?
Бог есть множество? Существует мнение, что христиане верят не в одного, а в трех Богов, а доктрина Троицы якобы и вовсе не является библейской. Тем не менее это не так. В самые первые века распространения и становления христианства возникали всевозможные еретические учения, не признававшие божественности Иисуса. Поэтому один из отцов первой Церкви – Тертуллиан (155-225 гг. н.э.) всеми силами способствовал распространению и закреплению апостольского утверждения, что «три являются одним». И все-таки идея триединства для евреев первого века нашей эры была вовсе не нова, так как иудаизм уже усматривал скрытый намек на множественность природы Бога в Священных Писаниях: сами Его имена указывали на это. В сущности, все, кто знаком с ивритом, признают, что слово Элоѓим, стоящее отдельно, – это существительное множественного числа, часто встречающееся в Библии с глаголами, также стоящими во множественном числе: «Когда Бог [Элоѓим] повел меня странствовать [букв. Они повели меня] из дома отца моего…» (Быт.20:13); «… ибо тут явился ему Бог [Элоѓим]… [букв. Они явились ему] (Быт.35:7); Другой пример: в Библии четко прослеживается, что Бог достаточно часто говорит о Себе, прибегая к местоимению именно множественного числа: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему…» (Быт.1:26). Вряд ли Он здесь обращается к ангелам, поскольку человек был создан по образу Бога, но не ангелов. Мидраш Рабба признает выразительность этого отрывка и дает к нему следующий комментарий: «Рабби Шмуэль бар Нахман от имени рабби Ионатана сказал, что во время, когда Моисей писал Тору по одной части в день, то, подойдя к стиху, который говорит: «И сказал Элоѓим, сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему», – Моисей спросил: «Господь Вседержитель, почему Ты даешь посредством этого предлог сектантам (которые верят в Триединство Бога)?» Бог ответил Моисею: «Ты пиши, а кто захочет заблуждаться, пусть заблуждается». Очевидно, что в Мидраше Рабба просто предпринимается попытка обойти проблему, а потому мы и не находим в нем адекватного ответа на вопрос, почему Бог говорит о Себе во множественном числе. Местоимение и глагол во множественном числе мы видим и в следующем контексте: «И сказал Господь Бог [Адонай Элоѓим]: вот Адам стал как один из Нас…» (Быт.3:22); «Сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:7). Вот еще примеры, отражающие не просто саму языковую канву иврита, но и подтверждающие, что существительные и прилагательные, используемые в разговоре о Боге, часто стоят во множественном числе: «… Помни Создателя твоего [букв. Создателей]» (Еккл. 12:1); «…Он Бог святой… [букв. Боги святые]» (Нав. 24:19); «… Да веселится Израиль о Создателе своем [букв. Создателях]» (Пс.149:2); « Ибо Творец твой есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его… [букв. Творцы, супруги]» (Ис.54:5). Четвертый стих шестой главы книги Второзаконие, известный как «Ш’ма», всегда служил символом великой веры израильской: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!» Этот стих чаще, чем любой другой, используется для доказательства того факта, что Бог – один, причем используется в противовес утверждениям о Его троичности. С одной стороны, необходимо отметить, что сами по себе слова «Бог твой» в ивритском контексте употребляются во множественном числе и буквально означают «Боги твои». Однако главный аргумент обнаруживается в слове «един», которое на иврите звучит как-«эхад». Просмотр ивритских текстов, где также используется слово «эхад», доказывает, что оно означает не абсолютное единство, но составное. Например, в Бытии (1:5) комбинацию вечера и утра заключает в себе один (эхад) день. В Бытии (2:24) мужчина и женщина соединяются в браке, и двое «будут одна [эхад] плоть». В книге Ездры (3:1) говорится, что все общество стало как один (эхад), хотя, конечно же, оно состояло из многих людей. Пророк Иезекииль (37:17) приводит довольно впечатляющий пример, когда два жезла складываются, чтобы стать одним (эхад). Таким образом, слово «эхад» в Писаниях указывает на составное, а не на абсолютное единство. Но в иврите есть и слово, означающее абсолютное единство. Это слово – йахид, и мы его находим в тех отрывках из Писания, где акцент ставится на значении «единственный». В случае намерения Моисея учить народ идее абсолютной единственности Бога, в противоположность сложному Его единству, это слово было бы наиболее подходящим. Маймонид подметил эмоциональную насыщенность слова «йахид» и использовал его при составлении своих «Тринадцати основ веры» вместо «эхад». |