Справочник мессианского еврея.
Главная страница. В начало. Следующая страница.
Кто такой мессианский еврей?

Кто такой мессианский еврей?
Вопрос о том, кто же все-таки действительно является евреем, до сих пор неясен как для еврейского народа в целом, так и для евреев, проживающих в еврейском государстве Израиль.
Израильское законодательство очень четко определяет, кто именно не является евреем, но при этом принципы отнесения к еврейской национальности остаются расплывчатыми и туманными даже для того, кто является евреем по крови. Тем более сложным становится в этом свете положение мессианкого еврея. Должна ли религия влиять на решение этого вопроса? Многие считают, что должна, причем именно иудаизм. А для ортодоксальных евреев термины «еврейство» и «иудаизм» являются синонимами.
Арнольд Фрухтенбаум в своей книге «Еврейство и иудео-христианство» пишет: «Однажды, во время полёта в Израиль, я сидел рядом с ортодоксальным евреем, профессором университета Иешива в Нью-Йорке. Узнав, что я иудео-христианин, он сказал, что не считает меня евреем. Я попросил его определить понятие «еврей».
Профессор ответил мне, что еврейство – это чисто религиозная область. Я спросил, считает ли он евреем реформированного еврея? Он ответил, что считает, поскольку реформированный еврей все еще исповедует иудаизм, хотя и в ограниченной степени. Я спросил, смог бы он считать евреем еврея-атеиста или еврея-коммуниста. И он ответил, что смог бы.
В заключение я спросил: Если он признает евреем атеиста, не имеющего ничего общего с иудаизмом, то как же он может отказывать в еврействе мне, мессианскому еврею, хотя в религиозном смысле у меня много общего с ортодоксами и евреями-реформистами.
У него не нашлось ответа, но он все же продолжал утверждать, что еврей-атеист – это еврей, в то время как мессианский еврей – нет».
Могло бы показаться, что если еврейство определяется религиозной принадлежностью, а в данном случае именно к иудаизму, то мессианский еврей действительно оказывается не евреем. И все же обоснование «еврейства» на чисто религиозной основе не может удовлетворительно объяснить, кто или что такое еврей. Иудаизм можно назвать религией большинства евреев, но абсолютно всех евреев невозможно подвести под такое определение, так как достаточно много евреев иудаизм не исповедует.
Далее Арнольд Фрухтенбаум продолжает:
«Однажды в еврейском университете в Израиле иностранные студенты в количестве около трехсот человек, включая меня, были приглашены на специальное собрание. Нас пригласил Давид Бен-Гурион, которого следовало бы считать Джорджем Вашингтоном государства Израиль. Это он только того, кто прибывает в Израиль, поселяется в Израиле и растит своих детей в Израиле, определяет как истинного еврея.
По мнению господина Бен-Гуриона, еврейство есть национализм, связанный с понятием государства Израиль. Он не признавал евреев, живущих вне Израиля, истинными или же настоящими евреями и относился к ним лишь как к «христианизированным» евреям.
Многие из американских еврейских студентов, ортодоксы и реформисты, обратились к оратору. Ортодоксальные студенты отрицали, что Израиль может служить истинным критерием еврейства, причем один из них сказал, что Израиль – это государство евреев, но не еврейское государство, так как оно не основано на еврейском ортодоксальном законе.
Для ортодоксальных студентов понятие «еврейство» лежит в области религии. Для Бен-Гуриона еврейский народ вне страны находится в галуте (изгнании). Но сами евреи, живущие вне страны, считают себя находящимися не в изгнании, а в рассеянии.
Через двадцать лет после возрождения государства Израиль вопрос о том, кто является евреем, все еще остаётся нерешённым, и сегодня этим вопросом занимается верховный суд страны. Капитан израильского флота Беньямин Шалит и его жена не еврейка – атеисты. Когда капитан Шалит захотел зарегистрировать своих детей как евреев по национальности, но не исповедующих иудаизм, министр внутренних отказал ему в этой просьбе.
Капитан Шалит обратился в суд и, поскольку дело затрагивало определение того, кто же в действительности является евреем, на слушании присутствовало девять верховных судей – больше, чем присутствовало на суде над Эйхманом.
Шалит оспаривает право министра внутренних дел Израиля применять религиозные стандарты при рассмотрении понятия национальности и настаивал на том, что его, как неверующего, нельзя принуждать к принятию ни одного из решений, которые основываются на религиозном законе и строго ограничены его рамками. Капитан утверждает: «Не религия объединяет нас как нацию. Слишком много людей не прибегает к религии для того, чтобы объединиться. Культурные и социологические факторы – вот то, что единственно определяет, кто является евреем, но не приверженность к примитивной религии. Мои дети родились в Израиле, разговаривают на иврите, живут в контексте ивритской(?) – еврейской(?) культуры и ходят в ивритскую школу. Ничего другого они не знают. Как может министр внутренних дел говорить, что они не евреи?» (Таймс, 29 ноября 1968 г.).
Шалит обосновывал свое еврейство следующими предпосылками: «Соблюдение требований религии не является составной частью концепции еврейства, так что принципиальное определение еврейства есть преднамеренное и заявленное отождествление и слияние ассоциация с еврейским народом, его историей, языком, культурой и наследием. Он пытался убедить суд в том, что каждый, кто объявляет себя евреем по национальности, является именно евреем, даже будучи атеистом, с оговоркой, однако, что его не следует регистрировать таким образом, если он заявляет, что исповедует какое-либо иное вероучение. Еврейство, по его мнению, не биологический вопрос, а одно из исторических, эмоциональных и интеллектуальных отождествлений со своим народом» (Джерузалем Пост, 25 ноября 1968 г.).
Шалит, однако, противоречит себе в самом главном аспекте: с одной стороны, он говорит, что евреем является любой, кто отождествляет себя с еврейским народом в культурном и социологическом смысле, а с другой стороны – утверждает, что еврей не может быть евреем, если исповедует любое вероучение, отличное от иудаизма. А такое заявление подразумевает неправомерное предубеждение против мессианского вероучения.
Мессианский еврей также отождествляет себя с еврейским народом, но он верит в то, что Иисус есть еврейский Мессия. Как может атеист Шалит исключать мессианских верующих из числа евреев, не противореча самому себе и не перечеркивая при этом собственные же аргументы в пользу своего еврейства?
Если Верховный суд Израиля согласится с Шалитом, то это будет означать только то, что культура, а не религия является сутью израильского еврейства. Шалит заявляет: «Если я выиграю, то еврей будет евреем, благодаря своему собственному отождествлению с еврейским народом, а не только благодаря одному лишь религиозному закону» (Таймс, 29 ноября 1968 г.).
Опрос общественного мнения по вопросу: «Кто является евреем?»
Национально-религиозная партия Израиля объявила, что в случае, если Верховный суд выскажется в пользу Шалита, она выйдет из правительственной коалиции. В этой связи чрезвычайно интересны результаты опроса тысячи пятисот израильских семей:
12 % – заявили, что евреем является лицо, имеющее отца или мать еврейского происхождения, или супругу-еврейку.
23 % – заявили, что еврей – это лицо, которое считает себя евреем.
19 % – придерживаются религиозного закона, по которому евреем считается тот, кто родился от еврейской матери или тот, кто перешел в иудаизм.
13 % – заявили, что евреем является тот, кто проживает в Израиле или отождествляет себя с еврейским государством.
13 % – заявили, что еврей – тот, кто соблюдает еврейские религиозные обряды.
11 % – ответили, что еврей – тот, кто получил еврейское воспитание и образование.
9 % – не смогли дать определение.
Приведенные данные были опубликованы в «Джерузалем Пост» 25 ноября 1968 года. Из семи определений признаков еврейства только одно не признает мессианских верующих. В то же время это определение не признает евреями большую часть евреев, которые не соблюдают религиозных обрядов. Остальные шесть определений не исключают из числа евреев мессианского верующего.
Рассмотрим теперь некоторые аспекты иудео-христианства
Иудео-христианин вынужден определять само понятие еврейства в библейском смысле этого слова. Для евреев, верующих в Иисуса, еврейские Писания являются единственным авторитетным источником. Но самым главным авторитетом для них является завет Бога с Авраамом в книге Бытия: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3).
В Своем завете Бог обещал Аврааму, что от него произойдёт народ, что в данном случае означает и нация. Этот завет был позднее подтверждён Исааку и, еще раз, сыну его Иакову. Следовательно, самым надежным путем установления еврейства является следующее:
Еврей, согласно завету Авраама, есть потомок Авраама, Исаака и Иакова. Еврейство можно было бы определить как национальную принадлежность. Но вся суть дела здесь заключается в том, что определение национальности в данном случае выходит далеко за рамки государства Израиль и касается всех евреев, живущих в рассеянии по всему миру.
Сегодня евреи рассеяны, но тем не менее остаются единой нацией. Нацией потому, что евреи – потомки Авраама, Исаака и Иакова. При таком определении не имеет значения, во что верит или не верит отдельно взятый еврей – он в любом случае остается евреем.
Негр-христианин остается негром. Негр, принимающий ислам, остается негром. Негр, ставший буддистом, остается негром. Китаец, принимающий буддизм, также остается китайцем.
То же самое относится и к еврею, так как он – потомок Авраама, Исаака и Иакова. Ортодоксальный ли он иудаист, реформист, атеист или коммунист, он остается евреем. Если еврей выбирает веру в то, что Иисус – его Мессия, он также остается евреем. Ничто, абсолютно ничто не может изменить того факта, что он потомок Авраама, Исаака и Иакова.



Hosted by uCoz